Главная » Статьи » Учитель логопед » Консультации для родителей |
Консультация для родителей «Играем и речь развиваем...» Речь занимает центральное место в процессе психического развития человека. Развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом. Психологическая природа речи раскрыта советским психологом А. Н. Леонтьевым (на основе обобщения этой проблемы Л. С. Выготским). Так как речь является деятельностью, подчёркивал А. Н. Леонтьев, то детей следует обучать речевой деятельности, то есть учить правильно выполнять отдельные акты, речевые действия и операции. Развитие речи происходит в процессе ведущей для дошкольников деятельности – игровой. Предлагаем вниманию родителей речевые игры по различным темам. Играя с ребёнком, можно развивать артикуляционную моторику, накапливать словарь ребёнка, правильно учиться употреблять различные грамматические конструкции. Тема «Посуда» Игра на координацию речи и движений «Посуда» (говорим и выполняем движения) Вот большой стеклянный чайник. Очень важный, как начальник. (Дети надули животик). Вот фарфоровые чашки, Очень крупные, бедняжки. (Одну руку поставили на пояс, другую изогнули). Вот фарфоровые блюдца, Только стукни — разобьются. (Кружатся, «рисуя» руками круг). Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. (Потянулись, сомкнули руки над головой). Вот пластмассовый поднос. Он посуду нам принес. (Легли, вытянулись). Пальчиковая гимнастика (разгибаем и загибаем пальчики) Раз, два, три четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали — Так мы маме помогали. Упражнения для языка Подготовим чашечки для чая, кофе, сока. Чья «чашечка» глубже? Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта. Чашка и блюдце на столе. Чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке». Острый ножик и глубокий ковшик. Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой». Игровое упражнение на развитие дыхания и голоса «Дуем на горячий чай» Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох). «Пыхтящий чайник» Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!» Тема «Профессии» Упражнение «Кому что надо для работы?» Людям разных профессий нужны различные инструменты. Давайте назовём их. Парикмахеру — ножницы, расческа, фен, бигуди. Врачу — лекарство, белый халат, градусник. Художнику — ... . Учителю — ... . Портному — ... . Маляру — ... . Рыболову — ... . Продавцу — ... . Садовнику — ... . Плотнику — ... . Доярке — ... . Трактористу — ... . Пальчиковая гимнастика «Профессии» Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим.) И полезных, и приятных. (Соединять пальцы левой руки с большим.) Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель… (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.) Сразу всех не называю, (Сжимать и разжимать кулачки.) Вам продолжить предлагаю. Артикуляционная гимнастика Работающий экскаватор. Выдвигать нижнюю челюсть вперед, а затем оттягивать ее назад. Котлован. Экскаватор вырыл вот такой котлован. Широко открыть рот, втянуть губы внутрь, плотно закрывая ими зубы. Ковш экскаватора открылся, набрал земли, высыпал. «Оскал» с закрыванием и раскрыванием рта. Упражнение «Угадай профессию» Послушайте слова-действия. Назовите соответствующую профессию. Лечит людей (кто?) — ... Воспитывает детей в детском саду (кто?) — ... Водит машины, автобусы (кто?) — ... Продает товары (кто?) — ... Учит детей в школе (кто?) — ... Строит дома (кто?) — ... Упражнение «Подбери действия» Назовите как можно больше слов-действий. Карандашом, кистью (что делают?) — ... Ножницами (что делают?) — ... Расческой (что делают?) — ... Лопатой (что делают?) — ... Метлой (что делают?) — ... Иголкой (что делают?) — ... Упражнение «Назови профессию» Ответьте на вопросы по образцу. Образец: Кто играет на музыкальных инструментах? — Музыкант. На музыкальных инструментах играет музыкант. Кто работает с фотоаппаратом? Кто работает метлой? Кто работает кистью? Кто работает за компьютером? Упражнение «Четвертый лишний» Послушайте слова. Выделите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее. Шофер, машина, пожарный, полицейский. Пилит, лечит, стругает, сверлит. Подметает, расчищает, убирает, варит. Ножницы, расческа, шампунь, бинт. Отрезает, взвешивает, подстригает, упаковывает. Градусник, шприц, врач, вата. Тема «Домашние птицы» Пальчиковая игра «Домашние птицы» Есть у курицы цыпленок, У гусыни есть гусенок, У индюшки - индюшонок, А у утки есть утенок. (Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца). У каждой мамы малыши Все красивы, хороши! (Показывают пальчики, играя ими). Упражнения губ и щек Индюк. Сильно надуть щеки и по возможности долго удерживать воздух в ротовой полости. Уточка пропускает водичку через клюв. Выдувать воздух по очереди каждым углом рта. Широкий клюв утки и селезня. Вытянуть вперед сомкнутые губы. Упражнения для языка. Индюшонок учится «болботать». Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка прикасаться к верхним резцам с наружной, а затем с внутренней стороны, произнося звук, похожий на звук л. Индюки «болбочут». Индюк из города идет, индюшку за собой ведет. Быстро высовывать «широкий» язык изо рта и произносить: «Бл-бл-бл-бл-бл ». Упражнение: «Что у кого?» Покажи на картинках и назови части тела домашних птиц (лапы, шею, голову, клюв, хвост и т.д.). Чем покрыто тело птиц? Упражнение «Назови правильно» Назови папу, маму и детеныша каждой птицы. Петух, курица, цыпленок. Гусь, гусыня, гусенок. Селезень, утка, утенок. Индюк, индейка, индюшонок. Упражнение «Кто как голос подает?» Закончи предложения. Индюк — болбочет. Курица — .... Петух — .... Утка — .... Гусь — .... Упражнение «Скажи наоборот» Закончи предложения. Утка большая, а утенок — ... У гуся шея длинная, а у курицы — ... Цыпленок молодой, а петух — ... У курицы лапы без перепонок, а у утки — ... | |
Категория: Консультации для родителей | Добавил: MDOU4 (17.02.2021) | |
Просмотров: 556 |
Всего комментариев: 0 | |