Главная » Статьи » Компетентный родитель » Растем вместе |
Почему ребенок берет чужоеВоровство, встречающееся у детей, свидетельствует об упущениях в воспитании в дошкольном возрасте. Согласно общероссийской статистике воровство является наиболее частым правонарушением среди несовершеннолетних. Взрослым принимать этот факт крайне тяжело, говорить вслух — стыдно, бороться — сложно. Изменить тут что-либо вряд ли возможно. Многократно усиливается это аморальное желание, если есть убеждение, что за проступок никто не накажет. И, все-таки, один человек действительно решается на воровство, другому же достаточно найти способ получить вещь законным путем. А все потому, что у него с детства выработали жесткий иммунитет — не брать чужого. Многие семьи, так или иначе, сталкиваются с детским воровством. Как от этой проблемы избавиться, как сформировать у родного чада иммунитет? Трудно понять взрослому человеку, почему его ребенок, которому заповедь «не укради» вкладывалась в уши с самого нежного возраста, вчера принес из детского сада чужую игрушку. Сегодня он берет мелочь из папиного бумажника, а завтра, возможно, опустошит семейную кассу. Бросаться в такой ситуации на ребенка с ремнем и потоком ругательств — не выход. Лучше всего поговорить с ним «душам». Зная, что именно крадет ребенок и как потом распоряжается своими трофеями, можно ответить на вопрос, зачем он это делает. Воровство — присвоение или потребление не принадлежащих личности материальных и духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления обладателя этих ценностей. Отягощающим обстоятельством воровства является непринятие мер личностью по предотвращению или уменьшению реального или возможного ущерба, который могут понести пострадавшие от воровства. Воровство можно рассматривать в трех аспектах: — социальном — медико-биологическом; — психологическом. Социальный аспектВоровство - это правонарушение! За него может последовать постановка на учет в детскую комнату полиции с последующими беседами со стороны работника полиции или социальных педагогов. Это вполне оправданно, если ребенок с помощью воровства пытается социализироваться в асоциальной семье или подростковой группе. Такому ребенку, действительно, необходимо расширение социальных контактов, создание увлечений, приобретение профессии. В некоторых случаях, если ребенок ворует у членов семьи, то родители всеми силами стараются избежать огласки. И этому находится логичное объяснение, поскольку имеется много случаев, когда воровство служило причиной отчисления из специализированных классов престижных учебных заведений. Поэтому обязательным условием работы в таких случаях является строжайшее соблюдение конфиденциальности.
Медико-биологический аспект Данный аспект касается такого заболевания, как клептомания. Диагностические критерии: 1. Периодически возникающие у человека непреодолимые импульсы украсть чужую вещь, которая ему не нужна для личного пользования и которая не имеет материальной ценности. 2. Повышенное чувство напряжения непосредственно перед совершением кражи. З. Удовольствие или облегчение во время совершения кражи, хотя потом может возникнуть чувство вины или тревога. 4 Кража не совершается как акт гнева или мести. 5. Кража не связана с нарушением поведения или расстройством личности антисоциального типа. Клептомания встречается у детей крайне редко. Чаще клептомания встречается у ребенка с органическим поражением головного мозга. Проявляется это, как правило, снижением памяти, внимания, повышенной утомляемостью, головными болями, инфантилизмом, импульсивностью и расторможенностью в поведении. Характерно, что в отечественной литературе клептомания рассматривается как расстройство, которое не носит самостоятельного характера, а лечится в рамках шизофрении, олигофрении, психопатии. Воровство закрепляется по типу условного рефлекса. Причем, мотив переносится на цель, и само по себе воровство приносит удовлетворение.
Психологический аспект Выделяют следующие причины воровства: — способ восстановления утраченных взаимоотношений «мать—ребенок» — акт агрессии; — защита от страха; — способ получить наказание; — способ восстановления или повышения самооценки; — реакция на семейную тайну. В отношениях со значимыми другими дети в сложных ситуациях демонстрируют беспомощность и зависимость, склонны к разным формам реагирования, одной из которых вполне может быть воровство. На первый взгляд, мотивы отсутствуют. На самом деле мотивы совершения краж в таких случаях не осознаются и спрятаны глубоко в подсознании. Существует проблема в изучении детского воровства в связи с дефицитом информации о сложностях такого рода в поведении детей из благополучных семей, а не малолетних правонарушителей, поставленных на учет в полиции. Многие родители испытывают растерянность, и даже страх, столкнувшись с детским воровством. Оно относится к так называемым «стыдным» проблемам. Взрослым, чаще всего, неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться в том, что их ребенок совершил «ужасный» проступок — украл деньги или какую-то вещь. Такое поведение воспринимается родными как свидетельство его «неизлечимой аморальности», позорит семью. Практически каждый из нас хоть раз в жизни испытал сильное желание присвоить нечто, ему не принадлежащее. Сколько же человек не смогли устоять перед искушением и совершили кражу, мы никогда не узнаем. О таких поступках не рассказывают даже самым близким людям.
Причины детского воровства Освоение социальных норм, нравственное развитие ребенка происходит под влиянием окружающих — сначала родителей, а потом и сверстников. Все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Если родители своевременно не объяснили своим детям разницу между понятиями «свое» и чужое, ребенок растет слабовольным, безответственным, не умеет сопереживать и ставить себя на место другого, то он будет демонстрировать асоциальное поведение. Ребенок, не получивший в семье навыка доверительного, интересующегося, принимающего общения, вряд ли попадет в благополучную компанию. Когда родители замечают, что их любимый ребенок, который вроде ни в чем не нуждается, потихоньку таскает у мамы из сумочки деньги, они обычно впадают в панику. Между тем, по свидетельству специалистов, воровство — очень распространенная семейная проблема. В сознании большинства взрослых намертво спаяны два мифа: - ребенок - невинный ангел, а воровство — примета криминального мира, для нормальных людей далекого и чуждого. Когда ребенок попадается на краже, родители чувствуют себя совершенно растерянными, не знают, как реагировать на этот проступок. Специалисты считают, что единственно правильной реакции на воровство не существует: она зависит от причин, по которым ребенок ворует. Наиболее часто встречающиеся причины воровства: 1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести (импульсивность). 2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка. 3. Недостаток развития нравственных представлений и воли. Воровство в дошкольном возрасте Существует такое понятие — «детское воровство». Оно отличается от «взрослого» тем, что ребенок не может еще полной мере осознать, насколько плохо поступает. В его представлении «просто берет» то, что ему нравится. Ведь для двух - трехлетнего малыша вполне естественно взять на улице чужую игрушку и начать играть ею. Следовательно, взрослые не должны ругать детей за «воровство» как за преступление. Детям нужно объяснить, в чем заключается их ошибка. Маленькие дети воруют из любопытства, в их систему ценностей еще не входит воровство как деструктивное поведение. Они познают мир и не считают свои действия воровством. Среди мотивов, толкающих дошкольников на воровство, возможны следующие: — желание владеть чем-либо (чаще всего игрушкой); — желание сделать приятный подарок кому-то из близких; — желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого- либо предмета; — желание отомстить кому-либо. Все перечисленные группы мотивов не имеют под собой криминальной подоплеки.
Воровство в школьном возрасте Проблема воровства по мере роста ребенка усложняется. То, что в раннем детстве является случайным эпизодом, ошибкой, у подростков — уже осознанный шаг, а то и вредная привычка, девиантное (отклоняющееся от общепринятой нормы) поведение. В младшем школьном возрасте ребенок попадает в ситуацию постоянного оценивания, и не только со стороны взрослых (в первую очередь, учителей), но и со стороны одноклассников. Их оценки постепенно становятся более значимыми, нежели обыкновенные школьные, а иногда важнее, чем мнение родителей. Именно в этом возрасте наиболее активно происходит нравственное развитие маленького человека, освоение социальных норм, закладывается моральная основа личности. Теперь все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, ребенок готов на многое. Особенно тот, у которого не все благополучно дома. Если родители вечно заняты, им нет дела до его проблем и интересов, если они холодно относятся к нему, отвергают его, то школьник еще активнее будет искать утешения вне семьи, а здесь уж как повезет. Какая компания попадется. Мотивы воровства могут быть самыми разными. Прежде чем осуждать, нужно понять причины. Свершившийся факт — еще не вина. Ведь есть случаи, когда подростков силой или хитростью втягивают в порочный круг.
Типология детского воровства Детское воровство может проявляться в различных вариантах.
Ребенок берет чужие вещи, смешивая в контексте игры «свои и чужие игрушки»: осознает кражу именно как игру, ее факт легко признает, но может и скрывать, сожалея о необходимости расстаться с полюбившейся игрушкой.
Ребенок берет чужие вещи в связи с отсутствием сформированных этических норм в отношении «чужого», осознает кражу как норму поведения, доволен ею, апелляцию взрослых к «совести» не понимает; этические регуляторы недостаточны и в других сферах деятельности (дружба, учеба). Эти два варианта наиболее характерны для детей от 2,5 до 6-7 лет.
Ребенок ворует не для себя, а для группы, которая его подчинила. Особенно опасным данный тип воровства становится при психологическом инфантилизме и подчиняемости ребенка. Осознание неэтичности своего поведения и хроническое унижение при необходимости скрывать его формируют внутренний конфликт; внешне он проявляется неврастенией, фобиями и, в конечном итоге, — депрессией.
Возникает во 2-З-х классах и в определенной последовательности. Вначале ребенок дает личную реакцию на неуспехи в учебе, которые связаны с личной неготовностью к ней. Далее, какое-то время, ребенок (обычно под нажимом взрослых) пытается компенсировать неуспехи интенсификацией учебной деятельности. В отсутствие адекватной медицинской и педагогической помощи эта компенсация не дает результата. У родителей постепенно может развиваться непринятие ребенка. У самого ребенка возникают оборонительные реакции — уход от учебы, протесты и отказ от нее, неврозы (неврастения, фобии). Мотивация к учебе снижается.
Возникает в случаях, когда ребенок социализируется в «уличной группе»: включается в ее виды деятельности (вначале это может быть и не воровство). У него появляются роли в группе, статус и навыки поведения; он получает защиту от неудач, «новую» систему мотивов и ценностей, оценку себя как значимой личности. Ребенок защищает ложью не только свое воровство, но и всю группу; глух к морали взрослых, выявляет «перевернутую» этику (удачное воровство — признак успеха). Особенно тяжелым этот тип воровства становится при готовности самих родителей к воровству (асоциальная семья).
Эмоциональное отвержение родителями своего ребенка не позволяет им своевременно распознавать данную форму воровства. Они «спохватываются», когда ребенку уже 8 - 11 лет. То есть с опозданием на 3-5 лет, когда дети начинают воровать уже крупные суммы и у них появляются признаки будущей аномальной социализации: предвестники уходов из дому или сами уходы, утрата мотивации к обучению, группирование в «уличной» компании, начинается употребление психоактивных веществ (алкоголя, токсических веществ, никотина). На этой стадии воровство как деятельность участвует в формировании отклоняющегося развития личности ребенка, включаясь в его мотивационную систему.
Начинается с момента формирования качества игры как сверхценного увлечения: вытеснение других хобби, снижение значимости учебы (пока без снижения успеваемости), изменение круга общения, резкое увеличение времени игр (до нескольких часов в день), «неодолимое» желание возобновить или продолжить игру, нежелание ее завершать. Игра становится самым желаемым и главным делом жизни, ее смыслом, то есть мотив игры приобретает качество ведущего и смыслообразующего. Данный вариант воровства возникает в 8-9 лет при сопротивлении родителей интересу ребенка к компьютерам и отказе от использования его для развития личности ребенка (в кружках и школах компьютерной грамотности). Воровство бывает осознанным — дети готовы обсуждать его, но при условии отсутствия критики родителей в адрес увлечений компьютерами.
Профилактика детского воровства Профилактика возникновения воровских чувств и наклонностей может быть осуществлена только в раннем детском возрасте. Опыт показывает, что ликвидировать такие качества в более поздних периодах детства бывает затруднительно. Например, полностью исправлять уже состоявшегося вора – подростка, чаще всего, невозможно. В лучшем случае, даже если он в дальнейшем перестает воровать, у него в сознании остается модель воровства с теми атрибутами, которые им воспринимаются как полезные, приятные, выгодные. Соблазн к воровству он может подавлять, — иногда временно, иногда надолго, а иногда и всю жизнь, но эта единожды созданная и испытанная модель остается навсегда, готовая нести службу почти в любое время. Отсюда вывод: для воспитания ребенка без воровских наклонностей уже в раннем детстве необходимо создать у него в сознании «антимодели воровства» - другими словами, отвращение к воровству, неприятие таких действий, чувство стыда за подобные поступки. К сожалению, в некоторых семьях присутствует неафишируемое понятие «допустимого», «позволительного», «ограниченного, «безгрешного» воровства. В таких семьях дети могут учиться азам умного, скрытого, «невредного» воровства. А дальше, как говорится, дело техники — ребенок сам, используя свои умственные способности и опыт, может легко переступать границы, установленные семейным воспитанием. Воровство, встречающееся у школьников, свидетельствует об упущениях в воспитании в дошкольном возрасте. Психологическими тестами нельзя однозначно определить — есть у ребенка воровские наклонности или нет. Но наличие у него некоторых личностных качеств может давать основания для подозрения. Например, хитрость, трусость, хладнокровие, бессердечность, лживость, завистливость и др. Но, даже если такие качества достоверно установлены у человека, еще нельзя однозначно подозревать его в воровстве, потому даже при наличии таких нежелательных качеств люди могут не совершать воровские поступки. Лучшее доказательство во всех случаях воровства - разоблачение вора, которое часто бывает затруднительно по многим причинам. Поэтому у воров в ходу известное изречение «не пойман — не вор». Простая невнимательность к вопросу воровства в детском возрасте даже из-за наличия благородных и высоконравственных традиций в семье («в нашем роду таких не было»), недостаточна для гарантированной профилактики это порока в будущем. Если ребенок уличен в мелком воровстве, нельзя его строго наказывать за это, издеваться над ним или устраивать всеобщие насмешки над поступком ребенка. В таких случаях, вместо того, чтобы отучиться от воровства, возможно, он будет стараться тщательнее скрывать такие поступки, прибегать ко лжи. Конечно, в семье должен быть такой психологический климат, при котором у ребенка отпадала бы всякая необходимость в воровстве. Нужно целенаправленно акцентированное воспитание ребенка в этом отношении. Даже в тех случаях, когда случаи воровства не наблюдались не только у ребенка, но и у его ближайшего окружения, нужно профилактическое воспитание. Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Может быть, такое место найти непросто, зато во многих случаях подобной меры вполне достаточно. Помимо денег, иногда начинаются проблемы с вещами. Очень часто даже в самых обеспеченных семьях дети не имеют личных вещей, то есть не имеют возможности свободно распоряжаться своими вещами, а том числе дарить, портить и уничтожать. И поэтому не отвечают за них. В этой ситуации ребенок не осознает разницы между «моим» и «нашим». Он может взять из дому вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Многих родителей пугает идея, что часть вещей должна быть передана ребенку в безраздельную собственность. Им кажется, что таким образом они потеряют действенный рычаг контроля над ребенком, например, возможность отобрать у него велосипед, если он закончит четверть с тройками. Но именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи. Эффективным способом профилактики воровства является также выделение ребенку карманных денег. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. Поэтому из тех значительных сумм, которые тратятся на ребенка, стоит часть выдавать на руки. Это позволит сэкономить не только деньги, но в нервы. Активность ребенка нужно направлять «в мирное русло». Выяснить, что на самом деле его интересует: занятия спортом, искусством, собирание коллекции, книги, фотографирование. Чем раньше это будет сделано, тем лучше. Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным. Ему нет необходимости привлекать к себе внимание, у него обязательно появится хоть один друг. Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье — за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и, непременно, начиная с 7-8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т. д. Нужно постепенно передавать ему дела, делиться с ним ответственностью. Наибольшую тревогу вызывают случаи воровства, выходящие за рамки дома или неоднократно повторяющиеся. А из всех возрастных категорий наиболее опасен подростковый возраст. Когда ребенок часто ворует, это перерастает в дурную привычку. Если он ворует за пределами семьи — это уже потакание своим порочным желаниям. Если ворует ребенок старшего возраста — это черта характера. Детские проблемы на фоне проблем взрослых часто выглядят смешными, надуманными, не стоящими внимания, но ребенок так не думает. для него очень многие ситуации могут казаться безвыходными. Не следует забывать об этом и чаще вспоминать свое детство и свои детские проблемы, задумываться, как на его месте поступили бы вы. Ребенок должен знать, что он может рассчитывать на внимание и понимание со стороны своих близких, их сочувствие и помощь. Доверительная беседа — лучшая профилактика возможных сложностей. Родителям следует обсуждать проблемы ребенка, рассказывать о ему о своих. Особенно хорошо будет, если они поделятся собственными переживаниями, расскажут о своих чувствах в подобной ситуации. Ребенок почувствует искреннее желание понять его, дружеское живое участие.
Материал подготовила педагог – психолог Александрова В. Г. Источник: http://dialog-eduekb.ru/text_group/show/text_group287 | |
Категория: Растем вместе | Добавил: MDOU4 (19.02.2018) | |
Просмотров: 1249 |
Всего комментариев: 0 | |