Главная » Статьи » Компетентный родитель » Растем вместе |
Не такой, как всеКого же считать одаренным и что такое «детская одаренность»? ОДАРЕННОСТЬ — наличие у человека благоприятных задатков и способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь способности к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании нескольких):
Ребенка, который обладает не только хорошими способностями, но и демонстрирует в раннем возрасте выдающиеся достижения, называют «вундеркиндом». Исследователями отмечается, что наиболее часто ранние дарования проявляются в искусстве, в особенности в музыке. Классическими примерами стали сведения о достижениях трехлетнего Моцарта, четырехлетнего Гайдна, пятилетнего Мендельсона. Среди рано продемонстрировавших собственную одаренность значатся имена композиторов Прокофьева, начавшего свою композиторскую карьеру в 8 лет; Шуберта в 11 лет; Вебера — в 12 лет и других. Несколько позже проявляется одаренность в пластических искусствах (живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве). В восемь лет проявилась одаренность у Рафаэля; в 10 лет— у Ван Дейка и Джотто; в 13 лет у Микеланджело; в 15 лет — у Дюрера. В науке творческие достижения отмечаются в значительно более позднем возрасте, обычно после 20 лет. Почти все ученые, заявившие о себе до двадцати лет, были математиками. Хрестоматийными здесь стали примеры достижений Блеза Паскаля, Лейбница, Ньютона и др. А.С. Грибоедов одиннадцати лет поступил в Московский университет, пятнадцати лет уже окончил два отделения (словесное и юридическое) философского факультета. У И.И. Мечникова любовь к изучению природы проявилась с детских лет. Будучи гимназистом, он стал печататься в научных изданиях, в том числе иностранных. За два года окончил с отличием Харьковский университет. «Бывшими вундеркиндами» можно назвать не только многих великих людей прошлого, но и наших замечательных современников. Руководитель научного центра в г. Дубна академик Н.Н.Боголюбов в двенадцать лет окончил среднюю школу. Математик академик И.М.Виноградов вспоминает: «Писать и считать выучился в три года. Сам ». Тем не менее, только в музыке и некоторых видах спорта, где накоплен большой опыт работы с одаренными детьми, ранние достижения ребенка воспринимаются как реальный залог его успехов в дальнейшем. Вопрос о том, является ли одаренность врожденной, или она приобретается (вырабатывается), в науке до сих пор открыт. Не было обнаружено принципиальных различий в восприятии, мышлении, даже в воображении между обычными и одаренными детьми. Различия, конечно, были, но не такие, чтобы их можно было рассмотреть как первопричину чрезвычайных различий в одаренности. Известные отечественные специалисты в области изучения детской одаренности утверждают, что одаренным ребенка делает не столько врожденная склонность к какой-либо деятельности, сколько так называемый «познавательный интерес». Главное, что объединяет вундеркиндов и что резко отличает их от обыкновенных детей, — так называемая умственная активность, потребность одаренных детей в умственной работе, страсть к познанию. Удовлетворение познавательного интереса — главная потребность одаренного ребенка независимо от возраста, темперамента, характера, пола, здоровья и пр. Иначе говоря, именно стремление к познанию — самая яркая характеристика любого одаренного ребенка. Потребность в познании является настоящим мотором в развитии способностей. Это связано не только и не столько с тем, что эта потребность обеспечивает добычу знаний, но и с тем, что для развития способностей необходимо, чтобы умственная деятельность протекала на фоне ярко выраженных положительных эмоций — чувства радости, удовольствия, иногда даже интеллектуального восторга. От длительных безрадостных, по принуждению или самопринуждению занятий будет что угодно: отметки, похвала, даже знания и умения, не будет главного — способностей к этой деятельности. Познавательный интерес, к сожалению, можно подавить. Быстро он увядает тогда, когда ребенок с раннего детства находится в ситуации неустойчивой стратегии воспитания, родительского попустительства, отсутствия интереса к вопросам ребенка, принуждения к чтению, к мыслительной работе, которая с самого начала рассматривается исключительно как долг. Творческие устремления ребенка могут проявляться очень рано, но всегда ли взрослые их поддерживают? Как взрослые относятся к тому, что ребенок своевольно разбирает, ломает игрушку? Ведь, чаще всего, он это делает под влиянием исследовательской потребности, желая узнать, что у нее внутри, как она действует и может ли быть использована как-нибудь по-другому. Редко дети ломают игрушки из разрушительных тенденций, из чувства протеста. Кстати, даже и в этих случаях следует не наказывать их, а попытаться понять, откуда этот «бунт». Но больше всего взрослые бывают довольны, когда ребенок аккуратно исполняет инструкцию обращения с игрушкой и не проявляет ни инициативы, ни решительности, а за исследовательскую деятельность следует система запретов или даже физическое наказание. Важнейшее из средств стимуляции познавательного интереса — климат в семье. Психологи давно обратили внимание на то, что одаренные дети, как правило, вырастают в семьях, безусловно, интеллигентных, скорее даже в семьях интеллектуалов. И дело здесь не в особых генах: у всех здоровых детей генов вполне достаточно для проявления ярких способностей. Дело именно в атмосфере семьи, в системе ее основных ценностей. В сходных социально-экономических условиях для одних семей именно потребительские интересы стали основными, а для других — при любой политической и экономической обстановке главными были, есть и будут интересы духовные. Был проведен эксперимент, в ходе которого были выявлены стратегии поведения матерей, влияющих на развитие познавательной потребности у детей. В специальную комнату, где было собрано много игрушек, книг, альбомов, детских компьютеров, т. д. приглашались мамы с детьми. Их просили подождать некоторое время, специально указывая на то, что можно вести себя достаточно свободно: делать то, что нравится, в любое время пройти в соседнюю комнату, к экспериментатору, сам экспериментатор будет время от времени заходить к ним, то есть дверь не будет закрыта. Создавалась ситуация, когда неэтичность подглядывания за испытуемыми снималась. Конечно, мамы и их дети вели себя по-разному, но все различия сводились к четырем основным стратегиям. 1. Стратегия «прямого воспитательного воздействия»: мама начинала усиленно воспитывать своего ребенка: «Давай посмотрим этот альбом, давай поиграем в эту игру» и т.д. 2. Стратегия «возложения ответственности»: мама, оглядевшись по сторонам, видела, что в комнате много непонятного, и начинала звать экспериментатора, чтобы он рассказал, как и во что им играть, чем заниматься в этой комнате. 3. Стратегия «саморазвития»: мама, оглядевшись, вдруг замечала альбом, книжку или игрушку, которая давно ее интересовала, и, прежде всего, сама погружалась в познавательную деятельность, предоставляя ребенку возможность самому найти подходящее занятие. 4. Стратегия «подавления интереса, ожидания»: мама просто ожидала начала эксперимента, требуя того же от ребенка, одергивая его, если он пытался чем-нибудь заняться («сломаешь», «порвешь»), хотя экспериментатор вполне отчетливо разрешил вести себя свободно и делать все, что нравится. Стратегия «подавления интереса, ожидания» наименее благоприятна для развития познавательной потребности, а значит, способностей. Диагностика показала, что у этих мам чаще встречались недостаточно развитые дети со слабо выраженной системой интересов. Часто у этих детей основными были простейшие потребительские интересы. Наиболее развитые дети были у мам с третьей стратегией, тех самых мам, которые углубились в свои занятия, не очень-то, казалось бы, обращая внимание на ребенка. Но для психологов-экспериментаторов картина не была неожиданной. Все дело в том, что дети в этих семьях живут в атмосфере ярких познавательных интересов самих родителей, и это оказывается более весомым, чем любые воспитательные меры. Вероятность, что ребенок будет любить чтение, если этого не любит мать, конечно, есть, но очень невысокая. А вот вероятность того, что для ребенка любимым развлечением станет телевизор, если в семье именно просмотр телепередач — главный досуг, крайне высока. Мамы, придерживающиеся стратегии «возложения ответственности», считают, что воспитывать их ребенка должны специально обученные люди. Часто с большой охотой отдают своих детей в группы развития. Группы художественного, эстетического, раннего развития, несомненно, развивают задатки, однако, это все же дополнение к семейному воспитанию, но никак не замена его. Климат в семье — принципиальная основа для развития познавательной потребности. Согласно современным психологическим исследованиям, одной из важнейших характеристик развития многих одаренных детей признана диссинхрония — неравномерность развития разных сторон психики в результате опережающего развития той или иной сферы. Диссинхрония затрагивает и процесс социализации одаренного ребенка. Проблемы, которые волнуют родителей одаренных детей, однообразны: не хочет гулять, не хочет развлекаться, хочет только решать задачи, читать книги, причем не развлекательные. Отсюда узкий круг социальных ролей, которые усваивает ребенок, затрудняет его адаптацию в меняющихся условиях. Имея прекрасный интеллект, он сталкивается с трудностями на бытовом уровне, которые его сверстники преодолели много раньше, приобретая бытовые, коммуникативные навыки, навыки эмоционально-волевой регуляции сообразно возрасту. Часто педагоги и родители сталкиваются с такого рода проблемами:
Наиболее частые особенности таких детей:
Проблемы возникают в том случае, когда реальный уровень способностей высоко одаренных детей не понимается окружающими, и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. Социальная изоляция высоко одаренных детей — не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в которых оказывается ребенок при отсутствии группы, с которой он мог бы общаться. Одаренные дети нуждаются в сверстниках не по возрасту, а по интеллекту. Но есть и другие одаренные. Это, так называемая, «великолепная норма». Все у такого ребенка с самого начала было хорошо: хорошее здоровье, любящие родители, обеспечившие разумное и, в самом лучшем смысле, нормальное воспитание, высокопрофессиональные учителя в школе. В результате этого обязательно вырастут одаренные дети. Не обязательно чрезвычайно одаренные, но, своего рода, «сверхполноценная норма». Такие дети не только более одарены, чем те, которым не так повезло. Они, как правило, и более красивы, и более здоровы, чем большинство детей. Они много благополучнее и гармоничнее развиты в психофизиологическом плане, чем дети, чрезвычайно одаренные. С этой точки зрения, действительно, любой ребенок может при благоприятных обстоятельствах стать таким «нормально одаренным», но беда как раз в том, что такие благоприятные условия выпадают на долю далеко не всех. В каждом отдельном случае причины, по которым одаренность ребенка остается незамеченной, конечно, различны. Может быть, ранние способности не проявились, а потенциал, как ему и положено, оказался скрыт от непосредственного наблюдения. В лучшем случае, родители, педагоги и другие взрослые не проявили должного внимания к тонким движениям детской души, им не хватило знаний, у них не сработала интуиция. А в худшем, как в сказке о «Гадком утенке», в силу тотального предубеждения они не пожелали заметить в развивающейся личности выдающиеся потенциальные возможности и даже рассматривали их ростки (например, проявления творчества, интеллектуальной инициативы и др.) как негативные свойства. «Эффект гадкого утенка» можно охарактеризовать как ситуацию развития, когда объективно ценные качества, позволяющие добиваться выдающихся успехов в жизни, на ранних этапах развития личности воспринимаются как недостатки и становятся причиной конфликта одаренного ребенка и его окружения. Большинство взрослых ценят прилежание, послушность, аккуратность значительно выше инициативы, оригинальности, смелости, независимости суждений и действий. Существует распространенное мнение, что одаренные — это те, кто учится легко и быстро. Легкая обучаемость характеризует одаренность, но лишь один из ее видов. Как часто в современных школах мы можем наблюдать следующую ситуацию: старательная девочка, прилежно выполняющая уроки, «круглая отличница» в начальной школе, в старших классах не отличается способностями потому что никакого удовольствия от чтения и решения задач не испытывает, а хорошо учится лишь из прилежания. В то время как мальчишка, получающий все четыре года начальной школы тройки, двойки и четверки, которого не усадишь за уроки, о котором учитель каждое родительское собрание твердит родителям, что он «может лучше учиться, но усидчивости ему недостает», тем не менее, станет вполне способным школьником, потому что обожает чтение, сидит со сложным конструктором, решает с папой головоломные шахматные задачи — и в этой деятельности счастливо развивает свои способности. В старших классах, где роль способностей в учении становится важнее, чем раньше, многие девочки — тихие отличницы — оказываются средними ученицами, а мальчики, которым ставили «двойки» за плохой почерк или грязную тетрадь, становятся гордостью школы. Если, конечно, была деятельность, которую они любили и в которой смогли развить свои способности. Бывает особая одаренность, которая встречается раз на тысячу, а то и на миллион случаев. Здесь не обойтись без особых генов, без особых условий. Эти дети особые даже на взгляд неспециалиста: они по-другому, иногда с большими трудностями общаются, по-другому живут, иногда однобоко, только интеллектуальными или творческими интересами. Кому из родителей не хотелось бы, чтобы их ребенок оказался одаренным, вырос умным, способным? Многие родители замечают у своих малышей незаурядные умственные достоинства: познавательные интересы, остроумие, «взрослость» некоторых их суждений. И при этом, каждый раз отмечают ту самую повышенную умственную активность, о которой не раз уже шла речь выше. У всех детей имеются предпосылки быстро развивающихся способностей и творческая жилка, но все же большие индивидуальные различия в этом отношении несомненны. Казалось бы, ребенку, опережающему сверстников по уровню интеллекта, блещущему умственными способностями, уготовано более счастливое, чем у других, детство, ему будет особенно легко учиться. В действительности же не так. У детей с ранним умственным расцветом возникают свои специфические сложности в семье и в школе, свои драмы возрастного развития. Очень многое зависит от того, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Какой будет их реакция на то, что он гораздо раньше других начинает говорить и очень быстро осваивает алфавит, самостоятельно начинает читать; тянется к решению сложных примеров, придумывает новые игры, что-нибудь изобретает, или одинаково быстро продвигается в самых разных направлениях, обнаруживая удивительный темп общего развития? В отношении к незаурядным детям можно встретить две крайности. Одна — игнорировать, а то и подавлять необычно высокий уровень познавательной и творческой активности. Другая крайность — искусственно ускорять, предъявлять чрезмерные требования к развитию ребенка. Перед родителями таких детей, прежде всего, стоит задача помочь их умственному росту в соответствии с их необычными способностями, обогащая наборы игр, обеспечивая достаточный круг общения, включая ребенка в разнообразные посильные занятия. Не следует ставить малыша в слишком жесткие рамки или навязывать ему то, к чему у него не возникает желания. Некоторые родители в целях всестороннего развития перегружают ребенка различными занятиями. К сожалению, распространена точка зрения, будто в раннем и дошкольном возрасте с помощью усиленного обучения у восприимчивого малыша можно развить способности до самого высокого уровня и к любому виду занятий. Специалист по психологии раннего и дошкольного детства А.В.Запорожец, много сделавший для выявления резервов детского развития и поддерживавший мысль о том, что маленький ребенок может значительно больше, чем предполагали ранее, вместе с тем призывал не забывать, что созревание мозга ребенка еще не закончилось и его функциональные возможности не беспредельны. Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков одаренности. Достижения ребенка не являются прямым и достаточным показателем его будущего потенциала: нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, и при самых благоприятных, казалось бы, условиях могут оказаться чем-то временным, преходящим. Трудность прогноза в отношении общих умственных способностей связана и с тем, что в дальнейшем они должны найти себе применение в конкретных видах деятельности. Но для детей с ранним интеллектуальным развитием сложно спрогнозировать, своевременное и удачное профессиональное самоопределение. Хотелось бы процитировать слова великого отечественного генетика Владимира Павловича Эфроимсона: «Изучение биографий гениев всех времен и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются. Однако только ничтожно малая доля народившихся потенциальных гениев в гениев развивается. А из подлинных, несомненных гениев лишь ничтожная доля реализуется». Несомненно, что главное в воспитании ребенка с признаками одаренности — это «подобрать к нему свой ключик». В одних случаях важны щадящий режим и подбадривающая установка, в других — неуклонная требовательность. Важно помнить, что одаренность — «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребенку взрослым важно найти именно индивидуальный подход. И решающая роль здесь остается за родителями, поскольку именно они могут решить две важнейшие задачи воспитания: заметить таланты своего ребенка и сделать все для их развития.
Материал подготовила педагог - психолог Александрова В. Г. ЛИТЕРАТУРА: 1. Игнатова О. «Мотор развития» (О воспитании и обучении одаренных детей), «Школьный психолог», № 3, 2012 Интернет источники:
Советуем прочитать: 1. Юркевич В.С. «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность» Источник: http://dialog-eduekb.ru/text_group/show/text_group289 | |
Категория: Растем вместе | Добавил: MDOU4 (17.03.2018) | |
Просмотров: 877 |
Всего комментариев: 0 | |