Главная » Статьи » Компетентный родитель » Растем вместе |
Мы с ребенком – друзья!»Сегодня все больше родителей стремятся растить ребенка, руководствуясь идеями демократического воспитания. Приоритетными ценностями для них становится уважение к личности ребенка, его право на собственный выбор, партнерские отношения, построенные на доверии. Родители стремятся «не давить на ребенка», влиять на него посредством разъяснения и убеждения. Однако часто путь демократического воспитания становится весьма тернистым. Самим родителям непросто согласовать свой жизненный опыт с различными идеями, которые они черпают из журналов, Интернета и из общения с другими родителями. Возникает множество вопросов: допускает ли демократическое воспитание возможность наказать ребенка? И если нет, как реагировать на недопустимое поведение? Демократические идеи обрастают огромным количеством мифов. Достаточно вспомнить историю о том, что японцы, якобы, ничего не запрещают детям до пяти лет. В ряде случаев стремление к идеалам равноправия и уважения сопровождается дисциплинарными трудностями: родители не могут справиться с ребенком, добиться выполнения собственных требований. Наконец, демократическое воспитание становится камнем преткновения во взаимодействии между родителями и детскими учреждениями: педагогов часто упрекают в авторитарности и нежелании искать особый подход к ребенку. Мифы, которыми чаще всего окружены идеи демократического воспитания Миф первый: «Демократическое воспитание противоположно авторитарному воспитанию». Этот миф имеет под собой определенную социальную основу. Большинство родителей, увлеченных идеями демократического воспитания, сами выросли в авторитарных семьях и не имели четкой картины той модели взаимодействия с ребенком, которую они хотели бы осуществить на практике. В результате, они часто строят воспитание «от противного», стремясь поступать прямо противоположным образом по сравнению с тем, как себя вели их родители. Американский психолог Диана Баумринд, которая одной из первых в конце шестидесятых годов прошлого века описала стили воспитания в семье, выделяла три модели детско-родительского взаимодействия: авторитарную, попустительскую и авторитетную (демократическую), затем добавился четвертый стиль — безразличный. При составлении своей типологии Баумринд опиралась на две характеристики стиля воспитания: требовательность (установление и поддержание системы правил) и отзывчивость (эмоциональная теплота, внимание к потребностям и интересам ребенка). В соответствии с этой идеей авторитарное воспитание характеризуется высокой требовательностью при низкой отзывчивости, попустительское — низкой требовательностью и высокой отзывчивостью, демократическое — высокой требовательностью и высокой отзывчивостью, а безразличное — низкой выраженностью обеих характеристик. Большинство современных типологий стиля воспитания в той или иной степени следуют за идеями Баумринд, в той или иной мере выделяя три вышеописанные модели воспитания: - авторитарное воспитание — это «порядок без свободы», - попустительское — «свобода без порядка», - демократическое — «свобода и порядок». Миф второй:«Демократическое воспитание означает, что родители и дети равны» . Этот миф может проявляться по-разному. С одной стороны, убежденность в том, что идея равенства лежит в основе демократического воспитания, может приводить к тому, что взрослый, будь то родитель или педагог, отвергает идеи демократического воспитания как сомнительные или нежизнеспособные: ведь взрослые и дети не могут быть равны! С другой стороны, в ряде случаев родители, принимая эту позицию, отказываются от своего авторитета, от собственных возможностей и комфорта, дабы придерживаться принципа «мы с ребенком имеем одни и те же права». Так, родители могут ложиться спать в одно время с ребенком, который возмущается: «Почему вы можете ложиться позже, а я не могу?!» Равноправие между ребенком и взрослым не означает, что они одинаковы. Равенство не означает единообразия! Равенство означает, что все люди, несмотря на их индивидуальные различия и способности, имеют равное право на уважение их достоинства. Если принять определение равенства как «одинаковости», то двухлетний ребенок уже обладает навыками взрослого и не нуждается в том, чтобы его воспитывали. Если же принимается точка зрения, согласно которой равенство отражено в равенстве ценности и значимости, тогда отношение к ребенку формируется как отношение к личности, которой еще не хватает некоторых жизненных навыков, и на взрослом будет лежать ответственность за ребенка и задача сформировать у ребенка необходимые жизненные навыки. Взрослые проявляют неуважение, когда позволяют себе критические комментарии относительно манеры поведения, внешности, интересов детей, когда публично унижают ребенка. Совершенно не обязательно поощрять те способы самовыражения, которые дети используют, но комментировать их мы можем совершенно по-разному. Равенство взрослого и ребенка в демократическом воспитании означает, что ребенок имеет такое же право, как взрослый, на уважение своих интересов и удовлетворение своих потребностей, но ответственность за его жизнь лежит, прежде всего, на взрослом. В русле демократического воспитания не унижают достоинство ребенка, но при этом признают за собой право принимать за ребенка решения, которые он пока принять не способен в силу ограниченности жизненного опыта. Такое понимание равенства означает, что, к примеру, взрослый может настоять на необходимости сделать прививку или изучать английский язык, даже если ребенок не видит в этом необходимости. На самых ранних этапах своего развития беспомощный ребенок просто не обладает потенциалом участника равноправного взаимодействия. Воспитание на этом этапе рассматривается как воздействие взрослого на ребенка. Равноправным участником взаимодействия человек становится лишь по достижении зрелости. Задача старших чувствовать темп этого поступательного процесса и не пытаться его затормозить или ускорить. И уж в любом случае не пускать на самотек. Таким образом, на ранних этапах развития ребенка некоторые элементы авторитарности в его воспитании полезны и необходимы.
Миф третий: «Демократическое воспитание означает отсутствие запретов. Любой запрет или ограничение - это проявление авторитарного воспитания». Ребенок, который сталкивается с разумными и понятными ограничениями, учится контролировать себя. «Все можно», «ничего не запрещается» — это формы проявления попустительского стиля воспитания, а не демократического. Подчеркнем, что унижает ребенка не запрет как таковой, а форма его предъявления. Одно дело — сказать ребенку: «Здесь не шумят, разговаривай тихо», и совсем другое: «Да что ж такое, неужели ты не можешь помолчать, сколько можно тебе повторять». Запреты в демократическом воспитании четко обозначают зону свободы ребенка, заботясь тем самым о его защищенности. В основе этих запретов лежит порядок, стремление соблюдать и поддерживать общепринятые нормы. В случае демократического воспитания мы подчеркиваем не свой произвол и свою власть, а общие правила. Ребенок научается регулировать свое поведение постепенно; поначалу регулирующая функция принадлежит взрослому. Если же внешняя регуляция отсутствует, поведение ребенка долгое время продолжает оставаться спонтанным в худшем смысле этого слова, то есть импульсивным и безответственным. По мере взросления, ребенок обретает способность принимать внешние, социальные нормы, требования и ограничения (целесообразность которых подтверждена жизненным опытом поколений) как свои собственные жизненные установки. Этому способствуют здоровые (в подлинно гуманистическом смысле) отношения со старшими, которые, утрачивая элементы авторитарности, становятся все более демократичными. Миф четвертый:«Ребенку нужно объяснять любые ограничения и запреты». Необходимо различать ситуации, в которых ребенку НЕПОНЯТНО, что происходит или как себя вести, и ситуации, в которых ребенок прекрасно знает, какое поведение от него ожидается, но не делает этого. Ситуации первого типа, как правило, связаны с новым опытом в жизни ребенка. Первая поездка на поезде, первое посещение детского праздника, первый класс в школе — в подобных случаях действительно важно разъяснить смысл происходящего и целесообразность существующих в новой ситуации запретов и ограничений. У ситуаций второго типа могут быть две группы причин. Во-первых, несформированность психических функций и психологических характеристик, обеспечивающих желательное для взрослых поведение. Скажем, ребенок может вскакивать с места во время занятия не потому, что не знает правил поведения и нуждается в повторном разъяснении, а в силу низкого уровня произвольности, неумения владеть своим поведением. Во-вторых, эмоциональные выгоды, которые приносит ребенку такое поведение. Ребенок может привлекать своими действиями внимание взрослого, и любые разъяснения и нотации в этом случае будут выступать как ненужное внимание, которое взрослый уделяет нежелательному поведению ребенка. Ребенку, безусловно, нужно разъяснять запреты и ограничения, но исключительно в тех ситуациях, которые для ребенка являются новыми. Если же, несмотря на разъяснения, ребенок не соблюдает хорошо знакомое ему правило, следует задуматься о том, каковы возможные причины такого поведения. Миф пятый:"С ребенком всегда нужно договариваться». «Давай с тобой договоримся…» — начинает мама. Договор, как утверждает толковый словарь, — «соглашение, условие, заключаемое между двумя или несколькими лицами; взаимное обязательство». Договор означает две важные предпосылки: во-первых, базовое равенство договаривающихся сторон, а во-вторых — возможность для каждой стороны выдвигать свои условия и готовность прислушиваться к интересам партнера. Конечно, в ситуациях взаимодействия с ребенком есть много моментов, по поводу которых можно и нужно с ним договариваться. Вместе с тем, не все социальные нормы и требования могут, и должны быть поводом для обсуждения.Ребенку очень важно понимать границу между ситуациями, где у него есть выбор, и где у него этого выбора нет. В ряде случаев следует не устраивать дискуссию о целесообразности выполнения какого-то действия, а однозначно потребовать его выполнения либо, напротив, категорически запретить. Большая ответственность и большая социальная компетентность взрослого не являются проявлением неравенства или авторитарности. К тому же «договор» зачастую принимает форму манипуляции: реального выбора у ребенка нет, родитель ожидает от него согласия с собственным решением или намерением, но маскирует это под «договор». «Пойдешь гулять?» — спрашивает мама. Ребенок отказывается и слышит в ответ: «Ну, как же нет, смотри, какая хорошая погода». «Давай договоримся» может означать «согласись со мной», «сделай, как я прошу». «Хочется как-то помягче», — говорят родители. «Помягче» в итоге приводит к тому, что ребенку трудно разобраться, где же на самом деле заканчивается зона его свободы. Чтобы сделать требование «помягче», можно использовать слово «пожалуйста» или предложить ребенку какую-то имеющуюся в этой ситуации альтернативу. В примере с прогулкой гораздо честнее (и ближе к идеям демократического воспитания!) было бы сказать: «Сейчас мы идем гулять. Куда именно ты хотел бы пойти: на площадку или в парк?» Миф шестой:«Если ребенок совершил проступок, его нельзя наказывать. Самое главное — с ним поговорить». И как часто взрослые сталкиваются с тем, что после таких разговоров ребенок, который «все понял» и «больше не будет», опять возвращается к нежелательному для нас поведению. Одной из главных ценностей демократического воспитания является идея свободы, которая очень тесно связана с идеей ответственности. Поэтому ребенок должен отвечать за свое поведение. Например, в случае какого-то проступка сам ребенок должен будет ликвидировать его последствия, а вовсе не окружающие его взрослые. Основным методом формирования ответственности за свое поведение при демократическом воспитании являются санкции. Сравним санкции с наказаниями.
Миф последний:«Японцы ничего не запрещают детям до пяти лет» С этим аргументом, так или иначе, сталкиваются многие родители, которые говорят о демократическом воспитании и о необходимости разумных ограничений. При этом, как правило, те, кто вспоминает японцев, ни одного японского ребенка ни разу не видел. Многочисленные исследования отмечают, что японские мамы действительно довольно много позволяют детям, особенно дошкольного возраста. Старинная японская пословица гласит: «Нет сокровища ценнее ребенка». Вместе с тем, те же самые исследования показывают, что активная вовлеченность японских родителей в жизнь своих детей направлена на то, чтобы приучить детей во всем полагаться на руководство со стороны родителей. Хотя приучение к дисциплине обычно откладывают до школы, с раннего возраста дети учатся думать сначала о других, а уже потом о себе и вести себя прилично в присутствии посторонних. Один из важнейших аргументов, который приводят детям японские родители: «Что подумают или скажут другие люди?» Демократическое воспитание действительно благотворно для детей. Оно помогает им успешно социализироваться, развивая при этом позитивное самоотношение и устойчивую самооценку. Реализовать идеи демократического воспитания вполне возможно. Это не всегда просто и приходится учиться на собственных ошибках. Однако, избавляясь от мифов и осваивая новые навыки, вполне можно вырастить детей в атмосфере свободы и уважения. Материал подготовила педагог – психолог Александрова В. Г. Литература:
Источник: http://dialog-eduekb.ru/text_group/show/text_group291 | |||||||||||||||||||
Категория: Растем вместе | Добавил: MDOU4 (16.04.2018) | |||||||||||||||||||
Просмотров: 906 |
Всего комментариев: 0 | |